Из воспоминания участника войны Леонида Демьяновича Стаценко, записанные его внуком – нашим сотрудником, библиотекарем Феликсом Ивановым
Когда редакционно-издательский отдел НИУ «МЭИ» в г. Волжском готовил к изданию книгу «Живая память сердца», написанную членами Волжского отделения общероссийского движения «Дети войны», мы подумали, что и среди наших сотрудников есть те, чьи родственники были свидетелями тех страшных военных событий, воспоминания о которых пополнят уникальную летопись боевых дней.
Предлагаем вашему вниманию воспоминания участника войны Леонида Демьяновича Стаценко, записанные его внуком – нашим сотрудником, библиотекарем Феликсом Ивановым со слов дочерей ветерана Ирины и Ольги.
Он стал мне примером
Мой дед, Стаценко Леонид Демьянович, был самым младшим из восьмерых детей в семье. Он родился 25 апреля 1922 года в селе Ново-Александровка Мечётенского района Ростовской области в крестьянской семье, которая позднее переехала в г. Краснодар.
После окончания школы работал в местной газете, так как имел способности к истории и литературе, всегда много читал, в том числе, запрещённого тогда Есенина и других авторов. Леонид знал наизусть почти всего напечатанного тогда Маяковского и очень хорошо декламировал стихи, которых знал бессчетное количество.
Затем, с июля по декабрь 1940 года, он работал управляющим делами Краснодарского горкома ВЛКСМ, позднее его перевели инструктором Краснодарского ГК ВЛКСМ.
Ему исполнилось 19 лет, но вскоре грянула война, и в июне 1941 года его призвали в Красную Армию. С июля по октябрь 1942 года он служил замполитрука 318 стрелковой дивизии Северо-Кавказского фронта. По окончании курсов подготовки политсостава ВВС 4 воздушной армии он становится штурманом. 26 сентября 1942 года при выполнении боевого задания на самолёте ИЛ-2 в г. Новороссийске дед был сбит и контужен. Это был первый раз, когда Леонида постигло такое испытание.
Второе перевернет всю его жизнь. А пока, четверо суток находясь в холодной воде в Чёрном море, молодой красноармеец боролся за жизнь. Случайно проплывающие мимо на плоту люди спасли его.
Благодаря своему мужеству и стойкости он 5 мая 1943 года становится офицером, младшим лейтенантом. Далее ему доверили должность комсорга 622 штурмового авиаполка 318 стрелковой дивизии 18 десантной армии. Но дата 21 января 1944 года изменила всю дальнейшую судьбу моего деда и принесла огромные испытания, которые ему, несмотря ни на что, удалось преодолеть… При выполнении боевого задания в качестве воздушного стрелка на Ил-2 он был сбит немецкой зениткой, ранен и взят в фашистский плен. Был в заключении в концлагерях военнопленных в Польше (лагерь 2Д – Лодзь), Германии (Мюльберг), Чехословакии (Реновец и Едлиц).
В последнем из лагерей он вместе с группой пленных готовил побег. Сам Леонид Демьянович позднее вспоминал эти события так (цитирую по автобиографии): «Среди нескольких комсомольцев и партийных (коммунистов) распределили, кому за кем негласно следить. Мы из туалета, находящегося вблизи колючей проволоки, несколько месяцев рыли подкоп. За один раз возможно было вынести небольшую горстку земли в дырявом кармане и незаметно её рассыпать по дороге. Когда всё было готово, и мы вылезли через лаз за колючей проволокой, то нас уже ожидали охранники с собаками. Не расстреляли нас лишь потому, что все бараки объявили голодовку. Это были бараки норвежцев, поляков, чехов и русских». Всю оставшуюся жизнь его мучил вопрос, кто и как их мог предать…
9 мая 1945 года лагерь Едлиц освобождают части Советской Армии. И, казалось бы, вот она – ПОБЕДА, живи, работай, восстанавливай Родину! Но всех бывших военнопленных ожидала не мирная жизнь, а совсем иной сценарий, который был уготован и моему деду. Так, молодому штурману-стрелку пришлось узнать, что такое «госспецпроверка репатриированных военнопленных». Его держали в тёмной камере несколько дней, затем в лицо направляли яркий свет, потом – опять темнота. Так продолжалось до бесконечности, следователи требовали, чтобы он признал себя «врагом народа». Но не таким человеком был Леонид Демьянович, чтобы позволить кому-то оклеветать себя. Из самого факта побега было ясно, что молодой офицер хотел бежать из плена и рвался в бой!
Госспецпроверка при 28З СП 123 СД на станции Алкино-2 (Башкортостан) длилась с июня по октябрь 1945 года. А с октября по декабрь 1945 года Леонид Демьянович продолжал службу в звании младшего лейтенанта резерва Советской Армии там же, где и проходил госспецпроверку, – всё на той же станции Алкино-2 в лагере. И только весной 1946 года он вернулся в Краснодар. Ему было только 24 года, а какой груз пережитого за спиной…
За участие в Великой Отечественной войне он был награждён орденами Отечественной Войны и Красной Звезды.
Мой дед прожил насыщенную, интересную жизнь, в которой были радости и огорчения, противостояние и большие профессиональные свершения. Его не стало в 1995 году.